« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
После уничтожения города в 1589 году князья решили не отстраивать его, а перебрались в новый, который вырос неподалеку. Старый замок находился на территории современного села Старый Збараж. Он был заложен на месте древнерусского городища на краю высокой скалистой горы. В 1589 г. разрушен татарами и более не восстанавливался. Как можно судить по рисункам XIX в., был нерегулярным в плане, имел надвратную башню. В настоящее время памятник является археологическим объектом. Сын Януша, Ежи, в начале XVII века решает возвести каменную крепость на новом месте. Новый Збараж возник восточнее от разрушенной крепости. Первое документальное упоминание о Новом Збараже как городе датируется 1583 годом.
Строительство нового замка начали братья князья Христофор и Юрий Збаражские. Это были высокообразованные люди, которые учились в Италии у великого Галилео Галилея. В 1620-1631 гг., в двух километрах вверх по течению реки в верхней части склона долины, они начинают возведение замка. Первоначальный проект разработал итальянский архитектор Винченцо Скамоцци, с которым Xристофор Збаражский познакомился в Венеции. Но проект не прошел: не слишком оборонный, больше дворцовый. Проект замка Скамоцци сначала описал в своем трактате "Об идее универсальной архитектуры", а затем уже его идеи частично нашли свое воплощение в Збараже. Скамоцци, кажется, близко к сердцу принял "Утопию" Томаса Мора. Автором осуществленного проекта считается голландский архитектор Ван Пеен (Henryk van Peene). Он был знакомым магнатов и уже проверенный на практике: он был автора дворца Збаражских в Кракове. Произошло это в 1625 году. Строительство крепости началось через год и длилось до 1631 года. Вновь созданная фортификация возводилась по образцу крепости Бреди (Диего Веласкес "Сдача Бреди") Оскарпованные внешние бастионы вырастают из земляных валов высотой до 12 метров, с террасой для защитников форпоста в 23 метра в ширину. В плане - квадрат шириной в 88 м. Внутри бастионов содержались сводчатые казематы (в настоящий момент в них выставляют образцы старинного оружия и деревянные скульптуры учеников Пинзеля). Ров вокруг бастионов был глубоким и очень широким (кое-где вплоть до 40 метров). В центре замкового двора, согласно правилам строительства "Palazzo in fortezza" содержался Ренессансный дворец. Замок расположен на высокой горе, окруженной в прошлом болотами. Он является образцом сочетания дворца и бастионных укреплений, что отражает тенденции европейского фортификационного искусства того времени. Укрепления замка состояли из казематированных валов с эскарпами, бастионов, одноярусной въездной башни и рва, окружавшего весь замок. Основная структурная схема сохранилась до настоящего времени. Перестройки, в основном, касались дворца; изменен также облик въездной башни, в которой полностью перестроен второй ярус. Центральная часть дворца - прямоугольная в плане, с первоначальным внутренним двориком (позднее застроен) и двухэтажными крыльями. Дворец двухэтажный, имеет сдержанный архитектурный декор в ренессансном стиле. Фасады прорезаны двумя рядами прямоугольных окон с белокаменными наличниками, подоконной профилировкой и горизонтальными сандриками. Фасады завершены развитым белокаменным карнизом. Главный вход акцентирован расположенным над ним балконом на каменных консолях. В ренессансных формах решены также фасады казематов с белокаменным декором окон и дверей. Валы замка отличаются значительной шириной - около 23 м, общая длина внешнего полигона достигала 93 м. Въездная башня расположена на одной пространственной оси с парадным входом дворца, первоначальный объем сохранился на высоту одного яруса (второй ярус в барочных формах надстроен в XVIII в.). Пятигранные бастионы, поставленные по четырем углам регулярного плана, сохранились частично на высоту куртины. В каждом из бастионов были туннели, соединяющие их с казематами и замковым двором. Памятник является примером объединения дворца и бастионных укреплений, его архитектура отражала новейшие тенденции европейского фортификационного искусства. Князь Христофор Збаражский умер в 1627 году, когда замок еще не был достроен. Сооружение замка было завершено при Юрии Збаражском. В 1627-1630 гг. для него были построены: величественный костел Святого Антония в стиле барокко, кельи и надвратная башня.